меню




Культура Древних Восточных государств

Золотая Маска фараона Тутанхамона
  Под Древним Востоком понимают общества, которые имеют не античные культурные корни. В старину на Ближнем Востоке процветали иные цивилизации - Египет, Шумера, Вавилон, Финикия, Палестина. В социально-политическом плане общей отличительной чертой всех этих цивилизаций была их принадлежности к восточным деспотиям, которым в той или иной мере были присущие монополизация и централизация власти.

  Ее персонификация в лице деспота (царя, фараона), сакрализация (подчинение религиозным нормам) всей жизни общества, наличие систем перманентного физического и психологического террора, жестокое угнетение масс. Огромную роль отыгрывало государство, которое представляло собой своеобразную надстройку над множеством крестьянских общин. Эта роль сводилась к осуществлению ирригации, престижного строительства (пирамиды, дворцы и т.п.), контроля над всеми сторонами жизни подданных. Этот регион сделал значительный взнос в культуру всего человечества. Сказанное, прежде всего, касается Древнего Египта.
  
  
  Существенный фактор развития древней египетской цивилизации - естественные условия: огромный контраст между лишенной жизни пустыней и цветущим оазисом, которому страна обязана Нилу. Нельзя не заметить очень высокого плодородия грунта в долине реки, где обычно собирали по два урожая в год, благодаря уникальному климату. Однако такое благосостояние локализовалось лишь в долине Нила, которая равняется 3.5% территории Египта, остальные 96.5% - неплодородная и безлюдная пустыня. На небольшом клочке плодородной земли сегодня живет 99.5% населения, приблизительно такое же соотношение было и во времена фараонов. Естественные условия (пустыня и Средиземное море) определенной мерой содействовали изоляции страны. Эта естественная изолированность обусловила появление феномена этноцентризма, в древнеегипетском языке слово "люди" означает только одно - "египтяне".
  Древний Египет - типичная восточная деспотия с тотальной властью государства, которая сливалась в общественном сознании с фараоном. Фараон - это живое божество, предмет общего поклонения. В древнеегипетских текстах о деспоте говорилось: "Это каратель, который дробит лбы, бьется он неутомимо, не лаская никого и истребляя всех, общий любимец, он преисполнен обворожительности, он вызывает любовь. Народ любит его больше, чем себя, преданней ему больше, чем своим богам". Даже выговаривать его имя простым смертным запрещалось. Время образования Египетского государства (приблизительно ІV тыс. до н.э.) прячется в седом прошлом истории человечества. Вследствие междоусобных войн возникают два царства: Северное и Южное. Они были объединены при фараоне Менесе, который основал первую династию. Всего в истории древнего Египта, по подсчетам жреца Менефона, было 30 династий.
  
  
  На конец додинастичной эпохи формируются основные характерные для древнеегипетской культуры свойства: иероглифическое письмо, художественный стиль, а также религиозные представления и культ мертвых. За первых династий (Раннее царство) Египет превращается в централизованную раннерабовладельческую восточную деспотию с огромным государственным аппаратом. В таких условиях фараон был отделен от народа многочисленными чиновниками. К нашему времени дошло много древнеегипетских документов, которые убеждали молодых людей становиться переписчиками или государственными служащими, поскольку эта работа почетная, чистая и нетрудная. В эпоху Древнего царства (около 2800-2250 гг. до н.э.) за царствования Джосера, его верховным сановником, гениальным архитектором, целителем и мудрецом Інхотепом была сооруженная первая пирамида.
  При фараонах Хуфу (Хеопс), Хафра и Менкаура было осуществлено строительство самых больших пирамид. Высота пирамиды Хеопса достигала 146 м, а длина стороны основы - 230 м. На ее сооружение использованы 2 млн. 300 тыс. каменных блоков масса каждого из них - 15 т., причем точность подгонки блоков и сегодня поражает воображение - между ними невозможно продвинуть лезвие ножа. По словам "отца истории" Геродота, Хеопс виновный в том, что во время постройки пирамиды, Египет переживал большие беды. Были заперты все храмы, египтянам запретил приносить жертвы, потом принудили их работать на постройке пирамиды. Они носили глыбы из каменоломен, расположенных в Аравийском хребте, переправляли через реку и тянули к Ливийскому хребту. Так работали на протяжении трех месяцев каждых год, сто тысяч человек. На протяжении десяти лет была построена дорога, по которой переносили глыбы. Сооружение пирамиды длилось 20 лет.
  
  На эпоху Среднего царства (около 2050-1750 гг. до н.э.) приходится расцвет древнеегипетской культуры. При въезде в новую столицу - город Файнам, было построено огромное сооружение с тысячью помещениями, хоров, галерей и коридоров. Греки называли ее лабиринтом.

  
  
  После восстаний (описанных в известной памятке древней египетской литературы "Предложение Ипусера") и вторжения кочевников - гексодов, которые установили на столетие свои династии, к власти пришел фараон Яхмос. Его правлением начинается эпоха Нового царства (около 1580-1088 гг. до н.э.). Это был период самого большого политического и военного могущества Древнего Египта. Вместе с тем усиливается каста жрецов, особенно в храмовых комплексах Корнак и Луксор, посвященных главному богу Фив - Амону.
  
  Особое место в истории этой цивилизации занимает так называемая "древнеегипетская реформация", связанная с именем фараона Аменхотепа ІV (Эхнатона), стараясь свести весь политеистический пантеон к культу единственного бога, он вступил в жестокую борьбу с жрецами, которые противились его нововведениям. Эхнатон переносит столицу с Фив в Ахетатон (современная Эль - Амарна). Этот город известный наиболее интересным периодом в истории древнеегипетского изобразительного искусства, который получил название ель-амарнского. В развитии художественной культуры Египта этап характеризуется особым вниманием к внутреннему миру человека, точным изображением драматизма, жизненных переживаний, он абсолютно не похож на статические рельефы предыдущих этапов развития. До наших дней дошли изображения самого Эхнатона и его жены Нефертити, которые справедливо полагают шедеврами мирового искусства.
  
  
  Около 1085 . до н.э. Египет вступает в очередной этап своей истории, в эпоху Позднего царства, который длился вплоть до завоевания страны Александром Македонским в 332 г. до н.э.
  
  
  Египтяне создали многочисленный пантеон богов. Известнейшими были Осирис (бог, который умирал и воскрешался, символизируя циклы Нила), Изида, Гор, Амон и прочие. Существовал культ животных: льва, дикого быка, крокодила, кошки. Особым почетом пользовался священный жук скарабей. За верованиями египтян, судьбой людей распоряжаются боги.
  
  
  В конце жизни человека ждет переход в загробное царство, но предварительно он должна появиться перед Страшным судом, где боги держат в руках свиток с записью добрых и злых дел человека, ему предоставляется право на самозащиту. Одна из таких предсмертных оправдательных речей сохранилась. В ней египтянин заявляет, что он не обижал вдов и сирот, не воровал, не лжесвидетельствовал, не наговаривал, не подпиливал гири на базаре, не делал препятствий на пути потока, не опускал перо в чернильницу с целью сделать зло ближнему . Он чистый, чистый, чистый. Виднейшие литературные памятки Древнего Египта - это "Тексты пирамид", "Тексты саркофагов", "Книга мертвых", "Песня арфиста", "Беседа разочарованного со своей душой", написанные древнеегипетским языком, который стал мертвым в начале нашей эры. На смену этому языку пришел - коптский, который просуществовал примерно 17 веков, прежде чем тоже стать мертвым. В наше время он сохранился лишь в культовом употреблении египетских христиан - монофизитив.
  
  
  Египтяне оставили человечеству изобретенный ими папирус, монументальную каменную архитектуру, пирамиды (одно из немногих чудес мира, которое сохранилось до наших дней). О величии пирамид говорит египетская пословица: "Все в мире боится времени, а время боится пирамид". Сохранился также скульптурный портрет, нормы художественного канона, изложенные в тексте "Распоряжение для стенной живописи и канон пропорций", математические и астрономические знания и т.п.
  
  
  На восток от Египта в междуречье Тигра и Евфрат возникло ряд государственных образований: Шумер, Вавилон, Ассирия. Много источников свидетельствует о незаурядных астрономических и математических достижениях шумеров. Однако самым существенным их взносом в казну мировой культуры остается "Сказания о Гильгамеше", эпического героя, который, борясь с многочисленными врагами и побеждая их, пробуя свои силы и переживая радость бытия, решает "проклятые вопросы" о смысле жизни, назначении человека, сущности смерти.
  
  
  Позднее на этой территории вырастает Вавилонское царство. Государственный порядок Вавилона, отличается от древнеегипетского меньшим значением жрецов как аппарата управления, в целом большое отличие имеет ведения сельского хозяйства. Здесь не сложилась кастовая организация жрецов. Значительным влиянием пользовались военные, а также царская придворная бюрократия. Вавилон оставил интересную юридическую памятку "Законы царя Хамураппи", в которой была сделана попытка обобщить опыт функционирования восточного деспотичного государства. Вавилонский политический режим представлял собой образец теократии, единства светской и религиозной власти, которая находилась в руках деспота. Вызывают интерес архитектурные ансамбли, рельефы, скульптурные изображения Вавилона.
  
  
  Ассирийское государство, которое отмечалось слишком (даже для того времени) милитаризованным характером, вместе с тем оставило и ряд интересных памятников культуры. Среди которых рельефы воссоздающие сцены охоты, скульптурные изображения крылатых быков. Архитектурные ансамбли, а также одно из чудес мира, которое дошло до наших дней - висящие сады Семирамиды. Ассирийским изображениям присущий крайний реализм, который доходит иногда до натурализма.
  
  
  На северо-запад от Междуречья узкой полоской вдоль Средиземного моря и Ливанских гор, между Синаєм и Иорданом простерлась Палестина, маленькая земля, которая сыграла большую роль в мировой истории и культуре. Географическое положение Палестины обеспечивало чрезвычайное разнообразие культурных, экономических и политических влияний. Поскольку страну окружали Египет, Финикия, Ассирия, Хеттское царство. Значительное влияние на Палестину имела также Крито-Микенская цивилизация. Скотоводческие племена Палестины, семитские за происхождением, исповедовали иудаизм, который так и не стал мировой религией, вследствие своей этнической замкнутости. Это была и есть типично национальное вероисповедание, которое связывало свою догматику с одним народом, избранным богом. Палестинская культура пережила значительное влияние Древнего Египта вследствие египетского плена, власти фараона. Освобождение из которого иудейскому народу стоило значительных усилий и жертв.
  
  Катастрофические последствия имело ассирийское вторжение, с которым связанно появление иудейской диаспоры, а также персидское господство. Со временем Палестина вошла в состав эллинистической империи Селевкидов, а позднее стала римской провинцией - Иудеей.
  
  
  Особенно драматически сложилась история Палестины во время римского господства. В ІІІ ст. до н.э. римский полководец Помпей завоевал Сирию, а потом, воспользовавшись внутренней борьбой в Иудее, ввел туда войска и захватил Иерусалим. В конце І ст. до н.э. Иудеею правил царь Ирод, который, стремясь навязать своей стране античную культуру, возводил храмы в греческом и римском стиле, а также строил многоэтажные и многоквартирные дома (инсулы).
  
  
  После смерти Ирода в Иудее вспыхнули восстания. Наместник Рима в Сирии Квинтелий Вар разбил повстанцев в Галилеи и на юге Палестины, распял на крестах 2000 человек. Эти события вызвали в стране неоднозначные реакции, в частности, возникли разные секты: саддукеев, ортодоксов Библии, которые вместе с тем терпимо относились к римлянам, фарисеям, которые признавали воскрешение мертвых и загробную жизнь, зелотов, что выступали за активную борьбу с римлянами. Приблизительно в этот же период возникает и "Кумранская община ессеев". Ее сторонники называли себя "эйвонами" (нищие), "сыны мира " и т.п. Их учение сводилось к дуализму добра и зла, веры в богоизбранность "сынов мира ", конец мира и грядущего мессию.
  
  
  Во главе общины стоял "учитель праведности", который после смерти, как правило, канонизировался. После второй мировой войны найденные письменные источники о кумранитах - "Рукописи Мертвого моря". Кумраниты были посредниками между ортодоксальным иудаизмом и христианством. Именно в них идея избранности целого этноса впервые заменяется идеей избранности индивидуальности, где национальный момент снимается. Самая большая памятка мирового значения, шедевр культуры древней Палестины - Библия. Она, как известно, состоит з Старого Завета и Нового Завета. Старый Завет имеет три больших цикла: Тора, или Пятикнижие - пять хроникально-законодательных книг, якобы написанных Моисеем. Пророки - раздел, в который входят давние религиозно- мифологические хроники: Книга Иисуса Навина, Книга Судей Израилевых, Книги Самуила и Книга Царств. Также пророческие произведения, которые приписываются Исайе, Иеремии, Езеклею и др. пр., а также "малым пророкам". Писание - собрание текстов разных жанров (гимны, сборники афоризмов, поучительные повести, лирическая поэма "Песня песен", хроникальные тексты). В этих книгах поражает внутренняя противоречивость, которая, однако, не приуменьшает их литературную целостность, парадоксальное единство религиозно-племенной исключительности и всечеловеческой широты. Например, в Книге Иисуса Навина описывается исключительно этнический Бог, а у пророка Амоса богу предоставлены абсолютно, общечеловеческие черты. В одних текстах - воинствующие призывы, а в других, как в Исае, требование "перековать мечи на рала". Книга Эздри сурово осуждает межнациональные браки, а Книга Рут делает такой брак предметом восхваления. Основное содержание Пятикнижия - это религиозно-юридические нормы, которые должны регулировать жизнь человека и народа.
  
  
  Во всех мифологиях мира отражается потребность в высшей санкции: вывод человеческих законов из вселенских. Необходимое Начало - Естественное и Этническое, именно поэтому и Пятикнижие открывается двумя исповедями: 1) Книга Бытия (Генезис); 2) Книга Выхода. В начале Книги Бытия описывают шесть дней творения. Из водной пучины, над которой был мрак, было создано небо и земля. Все совершается актом воли, которая выражается в формуле "Так будет!". В Книге Выхода говорится о богообраном народе. Она начинается из описания пребывания одного из иудейских колен (родов) в Египте, из бегства Моисея на Синай, где составляется договор с богом. Моисей получает десять заповедей. В книге Выхода эпос незаметно переходит в изложение заповедей, законов и уставов.
  
  
  Нельзя не обратить внимания на богоборческие мотивы в Библии, на книгу Иова, где отображенный трагический результат спора человека с Богом, на очень интересный текст Екклезиястова (Когелет), созданный неизвестным книгочеем, который жил в ІV ст. до н.э. в Иерусалиме. Бесполезность и бестолковость бытия, абсурдность стремлений сыновей людских и напряженный поиск Абсолюта - вот духовное содержание всего стилистично завершенного произведения. Неизвестный пророк хочет не мировой гармонии, а мирового смысла, то есть понимание собственного человеческого значения того, что происходит. Нет мира здесь, а есть мающаяся, страждущая душа человеческая.
  
  
  На территории индостанского субконтинента уже в ІІІ тыс. до н.э. существовали раннеклассовые общества, созданные автохтонным (коренным) населением. Древнейшие жители Индии, которые основали государства Мохеджо - Даро и Хараппа, принадлежали к дравидийской ветви негроидной расы. В середине ІІ тыс. до н.э. началось вторжение арийских народов, которые принадлежали к европейской расе. Они разгромили дравидов, оттеснили их на юг и создали свою собственную государственность. Индийская культура - это сборное название, поскольку она является синтезом арийских, дравидийських, мунда и других культурных элементов.
  
  Арийские племена принесли в Индию свой литературный язык - санскрит (в переводе - упорядочный, доведенный до совершенства). Кроме того, употреблялся и родственный санскриту ведийский язык, на котором была написана "Ригведа", а также язык сваи (в буддийских текстах) и язык пракрите (обычный, неупорядочный). Разными были и их социокультурные функции: санскрит - это язык индуистского богослужения, ведийский - особый диалект древнейших религиозных гимнов, пали - избрали буддисты, пракрите - язык приверженцев джайнизма и низших прослоек населения. Все, эти языки были более или менее распространенными, отыгрывая, прежде всего роль демаркационной линии между разными социальными слоями людей. Одной из самых важных культурных памяток Индии, средоточием ее древней духовности выступает ведийская литература. Это большое собрание текстов в стихах и прозе, которые включают гимны и торжественные стихи, легенды и толкования ритуала, философские диалоги и соображения.
  
  
  Слово "веда" означает "знание ", наивысший священный гнозис. Сначала пользовались уважением три Веды: ригведа - гимны (время возникновения - около 1000 лет до н.э.). Ее язык близкий к языку ″Зенд-Авесты", религиозного текста древних иранцев, самаведы - торжественные стихи и песни, яржурведы - жертвенные высказывания. К ним примыкают брахманы - прозаичные тексты теологического содержания, которые разъясняют ритуал. С ним связанные араньяки и упанишады - философские трактаты в стихах и прозе, которые содержат раздумия о природе, боге, человеке, их связях и месте в мире. Самхиты, брахманы, араньяки и упанишады создают священный канон брахманизма подобно Библии у евреев или Корана у мусульман. Гимны в брахманитском каноне посвящены многочисленным богам: Агни (богу Огня), Ваю (богу Ветра), Сурья (богу Солнца), Индра (богу Грома).
  
  
  ІV и ІІІ ст. до н.э. справедливо считают золотым веком Индии. В этот период возникает государство Магадха. Строится очень красивая (по словам греческого историка Мегасфена) столица Паталипутра. Появляется ряд выдающихся научных произведений, в том числе и трактат по вопросам политики и экономики "Артхашастра" - "Наука о выгоде". Создается большое количество замечательных индуистских храмовых комплексов, уникальных своей выразительностью и техникой резьбы индийской каменной скульптуры. Развиваются поэтические и особенно философские школы: веданта, локаята, вайшешика, йога. Конституются разные направления буддийской философии, в том числе дхъяна, которая в Китае получила название "чань", а в Японии - "дзен". Буддизм ведет отчаянную борьбу с брахманизмом, но постепенно теряет свое влияние в Индии и его центры перемещаются в другие страны.
  
  В 326 г. до н.э. в Индию вторглось войско Александра Македонского. Который подчинил ряд пограничных индийских княжеств. Однако уже через 20 лет его политический преемник Селевк был разгромлен одним из основателей империи Мауров, царем Чандрагупою Мауръя. На пограничных землях между Индией и эллинскими владениями возникли греческо-бактерийское и греческо-индийское царства, благодаря чему греки оказывали значительное влияние на искусство, астрономию, медицину Индии. С ІV ст. до н.э. по ІV ст. н.э. создается жемчужина индийской культуры "Махабхарата" - "Большое сказание о потомках Бхарати", которое состоит из 100 тыс. двустиший (это в восемь раз превышает размеры "Илиады" вместе с "Одиссеей"). Во вступлении сообщается, что создал поэму мудрец Аяса. В ней рассказывается о борьбе за власть между двумя царскими родами - Коуравами и Пандавами. Однако главный сюжет занимает не более чем четверть всей поэмы, основное это - моральные, политические, философские, социальные раздумья.
  
  
  Сложнейший с точки зрения философии раздел "Махабхарата" имеет название "Бхагавадгита" - "Божественная песня". Это духовное ядро эпоса. Не менее значительным произведением есть и "Рамаяна" - "Действие Рамы", сюжет которой сводится к похищению прекрасной жены царя Рамы. Все произведение отмечается эмоциональностью, художественной утонченностью, специфической архитектоникой. Когда обычный героический эпос незаметно превращается в чисто литературный, "искусственный " эпос наподобие "Мартина Фееро" Эрнандеса в латиноамериканской литературной традиции, "Лузиарды" Камоэнса в португальской, "Лачплесиса" Пумпура в латинской и т.п. Подобная метаморфоза осуществляется за счет покорения эпического действия условным литературным высказыванием.
  
  
  Вызывает уважение древность и самобытность древнеиндийской культуры, ее внутреннее разнообразие (этническая и социальная), что проявилось и в особой социокультурной роли языков. Необходимо также помнить об особом значении кастовой системы, ее влияние на культурные процессы брахманизма, индуизма и буддизма. Это дает возможность понять истинное содержание, смысл и историю формирования многих восточных культов, таких как дзен-буддизм, "миссия Рамакришны" и т.п. Объективный научный взгляд на эту проблему снимает с нее ореол мистичности, дешевой сенсационности. Понятно, что критический анализ этих культов нельзя сводить к примитивному осуждению, или поиску какого-либо положительного содержания. Древний Восток имел большое влияние на формирование культур Древней Греции и Рима, известны целый ряд греческих заимствований у египтян, шумеров, вавилонян, ассирийцев, финикийцев и т.п. Это и греческий алфавит, который возник под прямым влиянием Финикии, и философские знания Эллады на основе творческого усвоения научного наследия египтян и вавилонян, и астрономические навыки, которые идут от шумеров, и многое другое.
  
  
  Благодаря, своим, на то время передовым знаниям и многообразию, культура Древнего Востока имела большое влияние на культуру Европы, а также и на всю мировую культуру.

Теги: культура , Индия , Египет , царь , пирамида , эпос , Шумеры , фараон .

Похожие статьи:
  Древние славяне
Ещё статьи из рубрики « Древний мир »:
  Стоунхендж
  Уклад жизни в древнем Египте
  Пирамиды древнего Египта
  Зачем первобытные европейцы сооружали дольмены

Коп на берегу речки
Пять монет не сходя с места
@cheshuyka:
При использовании материалов с сайта ссылка на cheshuyka.ru обязательна. © 2009-2017, «www.cheshuyka.ru»