меню




Древние славяне

Славянка
  Самые древние сведения о славянах относятся к первым векам нашей эры, однако они весьма отрывочны и неконкретны. Готский историк Иордан называет их «венетами, антами и склавинами (склавенами)». Впервые название «венеды» появляется в «Естественной истории» Плиния. К концу I в. нашей эры относятся известия Тацита о венедах. Несколько конкретнее сведения автора второй половины II в. нашей эры Клавдия Птолемея, использовавшего не дошедшее до нас сочинение сирийского географа II в. н.э. Марина Тирского.

  Сведения о славянах середины первого тысячелетия нашей эры более разнообразны. Теперь их (славян) называют собственным именем. Византийские авторы описывают в основном славян Подунавья и Балканского полуострова, что обусловлено историческими событиями того времени: в IV в. н.э. границы Византийской империи подвергались набегам дунайских славян. Необходимость разработки способов борьбы с новым противником вызвала интерес византийских историков и военных к этим племенам, их образу жизни, обычаям, организации.
  
  
  Однако множество письменных источников попросту не дошло до наших дней, кроме того, многие древние народы не имели письменности, поэтому значительно больше информации о праславянских племенах даёт археология. Археологи выделяют понятие «археологическая культура», в которое входит три определяющих признака: форма керамики, погребальный обряд и форма жилища. В последнее время в этот список добавляют женские украшения, как очень традиционную группу предметов, сохраняющих сугубую национальную и племенную специфику. Для славянских племён, при всех различиях, заимствованиях и изменениях в течение веков единым оставались керамика определённого вида, жилища в виде полуземлянок, погребальный обряд в виде трупосожжения.
  
  
  Проблема поиска общеславянской прародины издавна привлекала учёных. Первая попытка ответить на вопросы, откуда, как и когда появились славяне на территории Восточной Европы, принадлежит автору «Повести временных лет». В ней, в фрагменте, где перечисляются народы, населяющие землю, «славяне» упоминаются после загадочного «илюрик». Также присутствует следующая фраза: «От сих же 70 и 2 языку бысть язык Словенеск, от племени Афетова, Нарци, еже суть Словене». «Илюрик» и «Нарци» - практически единственные в «Повести…» указания на прародину славян. «Повесть…» явилась основанием для формирования так называемой дунайской (балканской) теории происхождения славян. Этой теории придерживались средневековые хронисты, а позднее, С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский и др.
  
  
  Иную точку зрения сформировал русский археолог В.В. Седов. Он считал, что прародиной славян следует считать междуречье рек Вислы и Одера, в котором археологами обнаружена культура подклошовых погребений, датированная V-II в.в. но н.э. Основными признаками этой культуры являются собственно подклошовые погребения, керамика и посёлки, состоявшие из полуземлянок и жилищ столбовой конструкции . В.В. Седов прослеживал также многочисленные связи этой культуры с кельтами, германцами и балтами. На основе культуры подклошовых погребений сложилась в конце II тысячелетия до н.э. пшеворская культура, просуществовавшая до начала V в. н.э. Основным типом жилищ пшеворских поселений были наземные дома столбовой конструкции прямоугольной или трапециевидной формы, а также полуземлянки. Керамика с III в. н.э. носит следы изготовления на гончарном круге . Для этой культуры свойственны погребения преимущественно урнового типа (т.е. погребальный обряд - трупосожжение). Таким образом, основные характеристики пшеворской культуры сходны с позднейшими славянскими.
  

  
  Люди пшеворской культуры контактировали с кельтами, что видно из находок мечей кельтского типа, листовидных наконечников копий и т.д. Пшеворцы были пахарями (о чём говорят находки железных сошников) и разводили домашний скот (имеются многочисленные находки костей овец коз и свиней). Известны также металлургические центры пшеворцев в Свентокшиских горах. По археологическим признакам В.В. Седов прослеживал сложный, многовековой процесс расселения славян по территории Европы, смешивания их с другими народами, складывания восточных, западных, южных групп славянских племён.
  Б.А. Рыбаков считал несколько иначе. По его версии, прародиной славянских племён следует считать междуречье Днепра и Роси. Б.А. Рыбаков прослеживал связи между археологическими культурами этого ареала, начиная от известий Геродота о скифах-пахарях. В междуречье Днепра и Роси археологи обнаружили многочисленные памятники Зарубинецкой и Черняховской культур.
  
  
  Признаками Зарубинецкой культуры считают дома столбовой конструкции с открытыми очагами, неукреплённые поселения в труднодоступных местностях, а также бескурганные могильники с чётко выраженным обрядом трупосожжения и керамику определённого типа .
  
  
  Черняховская культура включала в себя некоторые черты Зарубинецкой культуры, испытала большое сарматское, а также отчасти дакийское влияние. Жилищами черняховцам служили полуземлянки, каменные дома, большие многокамерные дома. Наиболее широко были распространены землянки или полуземлянки с печью (очагом) в одном из углов. Обряд погребения трупосожжением очень походил на сарматский, а керамика носила явные признаки сходства со славянскими древностями третьей четверти I тысячелетия до н.э .
  
  
  В последнее время считается, что славянские народы имели несколько «прародин»: южные славяне – Подунавье (южный ареал Черняховской культуры), восточные славяне – междуречье Вислы и Одера и, одновременно, Поросье, Поднепровье, западные славяне – междуречье Вислы и Одера. Праславяне несомненно испытали на себе влияние соседних, более известных в истории народов – кельтов, скифов, сармат, германцев.
  
  
  В IX в. территорию Восточной Европы населяли угро-финские, балтские, славянские племена. Юг Восточной Европы - степные районы между Днепром, Доном и Волгой - населяли полукочевые и кочевые тюркские народы: хазары, печенеги, булгары.
  
  Угро-финские племена - корела, водь, ижора, весь, мещёра, мурома, меря - занимали территории на северо-востоке: от Карельского перешейка и Невского устья, Приладожья до Оки, Камы, озёр Плещеева и Неро. Балты - ливы, летты, латгалы, земгалы, пруссы, ятвяги, курши, жемайты - обитали на побережье Балтийского моря, по рекам Неман и Двина (Даугава), а пруссы - на южном побережье Балтики, по течению Одера (Одры) и Эльбы (Лабы).
  
  
  Славяне, южные, западные и восточные, занимали практически всю территорию Восточной Европы, от Одера до Камы и истоков Волги на востоке и до Адриатического побережья на юге.
  
  
  Западные славяне: ляхи, поляне, чехи, моравы, белые хорваты, лютичи, ободриты (бодричи), глиняне, мазовшане (мазуры), кашубы, волыняне (бужане) и т.д. занимали территории от Одера до Днепра, а также Карпаты, Бескиды и Татры. На северо-востоке своих земель западнославянские племена тесно граничили с балтами, на западе - с землями и государствами франков, данов, саксов.
  
  
  Южные славяне - хорваты, дулёбы, бужане, сербы, болгары, тиверцы жили на территории от Дуная до Адриатики, соседствуя с Византийской империей и государством мадьяр (венгров).
  
  
  Восточнославянские племена - поляне, древляне, кривичи, вятичи, радимичи, уличи, дреговичи, ильменские словене, северяне занимали земли от Невского устья на западе и Сев. Двины на севере до Северного Поволжья на востоке и Поднепровья на юге.
  Источники дают достаточно подробную картину расселения восточнославянских племён по территории будущей Киевской Руси. Поляне занимали территорию от низовьев Припяти и Десны до Роси, к северо-западу от них, южнее Припяти, обитали древляне, на днепровском Левобережье и в бассейнах рек Десны и Сейма жили северяне, по реке Сож - радимичи, на Оке - вятичи. Между Припятью и Двиной к северу от древлян обитали дреговичи, в верховьях Двины, Днепра и Волги - кривичи. Ильменские словене жили по берегам Волхова, Невы и озера Ильмень.
  
  
  Следует отметить, что славянские племена очень тесно контактировали и перемешивались с соседями - балтами, угро-финнами. Например, кривические древности содержат немало следов балтского влияния, словенские и вятические древности - следы близкого и тесного соседства с мерянами, весью, корелами.
  
  
  В свою очередь, славяне, жившие в южной части восточной Европы, заимствовали многие элементы культуры от соседних ираноязычных и тюркоязычных племен. Таким образом, восточнославянский этнос формировался не в изоляции от других народностей, а в самом тесном контакте с ними, обогащаясь культурой соседних народов и влияя на их традиции и язык.
  Нижнюю ступень социальной организации славянских племён представляла собой малая семья. У славян преобладал патриархат и, особенно у северных славян, не считалось предосудительным многожёнство. Это было связано с трудностью выживания и суровым климатом. Ближе к югу, где климат был благоприятнее, многоженство постепенно исчезало, появлялись и укреплялись формы выкупа невесты, тогда как на севере, как и в глубокой древности, свадьба осуществлялась умыканием невесты женихом по сговору с девушкой.
  
  
  Малые семьи составляли соседскую или территориальную общину - вервь. Члены верви совместно владели сенокосами и лесными угодьями, а пашенные земли были поделены между крестьянскими хозяйствами. Немаловажно отметить и особенность верви, характерной для славян и разительно отличавшей их от своих ближайших соседей - германских народов. Эта особенность заключалась в объединяющем принципе, которым выступала совместная экономическая деятельность, прежде всего, обработка земли. В свою очередь, у германцев основным объединяющим признаком было кровное родство (кровнородственная община). Именно поэтому славяне, в отличие от германцев, легко расселялись по Европе, смешиваясь с местным населением и ассимилируя его. Стоит привести пример с балтами и угро-финнами: восточные славяне постепенно практически растворили в себе племена меря, мещёра, мурома, весь и т.д., причём без применения силы. Более того, соседская община облегчала контакты и между самими славянскими племенами.
  
  
  Во главе соседской общины стояли старейшины. Общие вопросы решались на сходе всех общинников - вече. К IX в. у славянских племён сформировались институты власти князя, бояр и княжеской дружины. Необходимость постоянной защиты от врагов потребовала выделения ряда общинников в особую военную прослойку - дружину, которая, в отличие от ополчения, состояла из профессиональных воинов. Дружины возглавляли князья, выбиравшиеся из самых удачливых и талантливых дружинников. Князя окружали старшие дружинники, часто - начальники собственных отрядов, которых называли боярами. Со временем князья, опиравшиеся на дружины, возглавили управление славянскими племенами, хотя вече сохранили свой статус общих советов и законодате Немалой была и роль жречества, или "волхвов". Если учесть, что верования занимали огромное место во всех аспектах повседневной жизни древних славян, то роль жрецов, людей, способных договориться с потусторонней силой или даже управлять ей, не могла быть иной. Жрецы и знахари (ведуны) лечили людей, предсказывали будущее, гаданием узнавали волю богов, без которой не совершалось ни одно важное дело - пахота, жатва, охота, мир, война.
  
  
  Со временем более сильные князья, опираясь на свои дружины (которые были довольно велики - наиболее сильный князь, как правило, был и наиболее удачливым в военных походах, на охоте и т.п., а потому находилось достаточное количество людей, готовых приобщиться к такой удаче) подчиняли более мелкие и слабые роды и племена. Причём подчинение было взаимовыгодным: одни предоставляли дань, а другие - оборону. Институт данничества к IX в. сложился достаточно прочно. К этому времени дань славянским князьям - вождям племенных союзов платили уже не только соплеменники, но и соседи - балты, угро-финны.
  
  
  Раз в год князь с дружиной выезжал на полюдье - объезд подвластных земель с целью сбора дани. Размеры дани всегда и везде были разными, иногда дань могла быть ничтожной (например, по "шелягу" или "беле", "куне" - мелкой монете, шкурке белки, куницы, т.е. имелся в виду исключительно символ выплаты), что говорило о её символическом характере - просто тот, кто соглашался выплачивать такую дань, признавал главенство того, кому платил.
  
  
  В процессе становления института данничества сложилась двухступенчатая структура славянских племен: несколько относительно небольших образований, которые можно условно называть племенными княжествами, составляли, как правило, более крупные - союзы племенных княжеств. Создание территориально-политических общностей явилось важной предпосылкой формирования государственности.
  
  
  Основным признаком складывания племенных союзов у славян в IX веке стало возникновение и развитие городов - центров этих союзов. Первоначально города образовывались на узлах торговых путей, которые князья стремились контролировать, взимая пошлины за право проезда и торговли. Как правило, в Восточной Европе, особенно на территории Среднерусской возвышенности самыми надёжными торговыми путями были реки, а стыки торговых путей находились на пересечении рек. Через земли восточных славян проходило два важнейших торговых пути - Волго-Балтийский и Балтийско-Черноморский, иначе, говоря словами летописи "из варяг в булгары" и "из варяг в греки".
  
  
  Таким образом, города зарождались и как военные объекты на стратегически важных направлениях, и как центры торговли, способствовавшие притоку купцов и товаров из разных стран, и как центры ремесла, т.к. в городах мастер имел значительно больше возможностей сбыть свою продукцию, нежели по деревням (у крестьян преобладало натуральное хозяйство, и всё необходимое для жизни они, как правило, изготавливали сами).

Теги: славяне , культура , племена , Европа , керамика , полуземлянка , погребение , междуречье , дружина .

Коп на берегу речки
Пять монет не сходя с места
@cheshuyka:
При использовании материалов с сайта ссылка на cheshuyka.ru обязательна. © 2009-2017, «www.cheshuyka.ru»